Корзина
33 отзыва
+375 (44) 775-10-77
+375 (29) 880-27-45
Корзина

Как выглядели и какие тайны хранили печи и камины в старой части Гродно

Зимний вечер. Лютый февраль 2012 года. Сухо поскрипывает снег под ногами торопящихся прохожих. Над крышами домов в старой части города застыли темные силуэты бесполезных печных труб. Печи и камины отслужили свое.

Каких только печей ни придумало человечество за свою историю: доменные и ваграночные, муфельные и шахтенные, генераторные и стеклоплавильные… Но самыми распространенными и востребованными были, конечно же, комнатные очаги и печи.

Печная история Гродно

Концом XIV века датируются старейшие (горшковые) изразцы печей Старого замка (историко-археологический музей) и монастыря Базилианок (музей истории религии по улице Замковой, 16). В Гродно первые комнатные печи появились к середине XVI века. Простая горшковая кафля XIV–XV веков постепенно уступала место терракотовой, фигурной, покрытой зеленой поливой темного тона с мотивами растительного орнамента. 

На гравюре, выполненной Маттиасом Цюндтом по рисунку Ганса Адельгаузера 1568 года, хорошо видны многочисленные дымы, выходящие из высоких печных труб фахверковых домов в правобережной части Гродно. В домах богатых горожан были сложены так называемые голландские печи: большой теплоемкости, занимавшие более 2 квадратных метров пространства, облицованные изразцами и кафлями — настоящие произведения печного искусства. Криволинейная затейливая лепнина венчала навершия таких печей. Бедняки обогревали свои жилища печками-каменками, которые обычно ставились в юго-восточном углу строения.

Особо хороши были причудливые печи и камины XVII века. Великолепные кафли ручной работы самой разной конфигурации с рельефными, многофигурными композициями заполняли лицевое пространство от зубчатых коронок верха до самой топки. Так, в имении Жерославка Гродненской губернии еще в 70–80-е годы ХХ века можно было увидеть печи, украшенные изображениями известных сказочных персонажей братьев Гримм. Кафли были выполнены в технике "гжель" (голубая роспись по белому фону). Были печи и попроще, украшенные геометрическим орнаментом, в котором преобладали ромбы. 

Украшали цветами и птицами

Поклонники флоры имели печи, украшенные растительными мотивами: листьями аканта, цветками васильков, вьющимися стеблями растений. Встречались изразцы с изображениями животных, птиц, сцен охоты. Родовитое сословие предпочитало геральдическую тематику, а военное — изображения всадников с саблями. Верующим пришлись по душе изразцы с головками ангелов и херувимов. Изразцы искрились и переливались в лучах солнца зеленой и полихромной поливой. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции Гродненского историко-археологического музея.

XVIII век в печном искусстве представлен более скромными и упрощенными расписными изразцами с жанровыми сценками. Гладкая поверхность покрывалась светло-зеленой поливой либо рисунком-росписью. Такую печь можно увидеть в актовом зале Гродненского музея истории религии. Исключение — две чудом сохранившиеся печи в фойе старого корпуса аграрного университета (бывшей загородной резиденции последнего короля Речи Посполитой Станислава-Августа Понятовского) с поливными фигурными изразцами темно-коричневого цвета. Верхняя часть их декорирована башенками с зубчатой стеной.

Белоснежные поверхности

XIX век принес в Гродно моду на гладкую белую поверхность изразцов крупного формата. Примером может служить печь в так называемом Новом доме евангелическо-лютеранского пастора (1912) по улице Академической, № 7, перенесенная в Дом-музей М. Богдановича в 1986 году. Великолепен был камин в доме № 12 по улице Ленина, который во времена сокрушительных капремонтов спасли родители автора — Яскевич Лидия Емельяновна и ее супруг Мякенький Григорий Павлович. Увы, камин и многие детали декора дома пали после третьего по счету капремонта.

Мне помнится с детства гладкая, белоснежная поверхность крупного кафля, которая хорошо контрастировала с затейливой терракотовой лепниной, венчавшей навершие и бегущей по всей ширине криволинейной каминной полочкой над топкой. Большой овальный медальон с рельефным изображением изящной дамы в амазонке, опирающейся на шпагу, поджарые гончие охотничьи собаки и стройные силуэты деревьев вносили элемент романтики в семейную атмосферу владельца дома — чиновника А.Г. Цвета и последующих жильцов. По-своему интересна печь конца XIX — начала XX века в одном из помещений кирхи. Круглая, облицованная ребристым листовым железом — изобретение Сан-Галли. 

В муляже домика камер-юнкера А. Желтухина, а затем адвоката С. Нагорского и Э. Ожешко можно увидеть на первом этаже в салоне изящный белый камин, украшенный вставкой из большого зеркала. Одно из жилых помещений двухэтажного флигеля 1896 года постройки по улице Буденного, № 26а, принадлежавшего владельцам табачной фабрики Шерешевским, до сих пор хранит великолепно декорированную в стиле барокко печь с лепниной в виде завитков, раковин и цветочных гирлянд, раскрашенных под бронзу.

В моде роскошь

Начало ХХ века представлено в Гродно гофмановскими печами кирпичного завода княгини Марии Здиславовны Друцко-Любецкой при железнодорожной станции, а также сохранившимися на фасаде здания рельефами изразцово-кафельного завода на Озерском шоссе и улице Красноармейской, № 71. Завод производил высококачественный кафель с модным декором и сложной конфигурацией для роскошных печей и каминов состоятельных домовладельцев. Оригинальные белые фигурные изразцы этого завода еще в начале нашего века украшали навершия печей в четырех домиках по улице 17 Сентября.

Гродненские храмы разных конфессий также могут похвалиться прекрасными образцами изделий печных мастеров начала ХХ века. Три внушительных размеров печи украшают Свято-Покровский собор на улице Ожешко.

Простой люд довольствовался русскими печами, которые занимали пол-избы и требовали много дров.



Тайник за изразцами

Случалось, печи дарили гродненцам неожиданные подарки. Так, например, в доме по улице Социалистической, 30 во время ремонта печи была найдена шпага конца XIX века и музыкальная шкатулка. В одной из печей дома № 15 по улице Ботанической был обнаружен клад золотых монет, припрятанный хозяином накануне Второй мировой войны.

 

Другие статьи